13:21 

Что дают нам те или иные интертипные отношения?

_ГэЛ_
Психологи утверждают, что для хорошего настроения нужно ежедневно обнимать 8 человек. Ну, или дать одному в морду.
Что дают нам те или иные интертипные отношения?
Составлены по Филимонову С.В

Социальный заказ.
Проблема, поставленная заказчиком, останется нерешенной в рамках данной пары. Отсюда и взаимная неудовлетворенность партнеров, если они стремятся замкнуться в этих рамках. Но решение той же проблемы может прийти к заказчику с другой стороны кольца, от его собственного заказчика. Таким образом, отношения могут быть вполне комфортными при условии, что каждый из партнеров имеет возможность сохранять дистанцию и проявлять свою активность в социуме.

Социальный контроль (ревизия).
В социуме эти отношения тесно связаны с отношениями социального заказа. Если подзаказный воспринимает некую накопившуюся в социуме потребность как задачу для себя и решает ее, то качество решения первым испытывает на себе заказчик: у него становится меньше проблем, он ощущает себя комфортно. Контролер как раз и призван проверить на прочность это ощущение комфорта. Хорошо исполненный социальный заказ позволяет заказчику (и одновременно - подконтрольному) сравнительно легко выдержать удары по слабым местам, наносимые контролером. Этот последний выполняет здесь роль той самой "щуки в море", которая не позволяет дремать карасю. Отношения связаны в кольца социального контроля: как и в случае заказа, каждый тип является контролером по отношению к одному из типов и подконтрольным - по отношению к другому.

Деловые.
Партнеры умеют воспринимать жалобы и претензии друг друга, но не могут помочь ничем, кроме молчаливого не демонстрируемого сочувствия. Просьбы и предложения как бы повисают в воздухе. Эти отношения хороши для совместной работы, но малопригодны для дружбы, совместного творчества и семейного союза.

Миражные.
Партнера часто считают поверхностным, легковесным, но не эгоистичным человеком. Претензии и жалобы партнера на свои беды кажутся достойными внимания, но не всегда удается оказать ему эффективную помощь. Как и в предыдущем случае, накапливаются нерешенные проблемы. Отношения вполне пригодны для совместной работы и совместного отдыха.

Полная противоположность (погашение).
В лице партнера очень трудно встретить ощутимую поддержку, скорее оба мешают друг другу. В таких отношениях партнер либо непонятен, либо неприятен. Если приписываешь свою точку зрения партнеру и не находишь подтверждения - он неприятен. Если не приписываешь - он непонятен и этим даже интересен. Это дискуссионные отношения: для них характерны длительные споры, обмен мнениями и информацией, попытки переубедить.

Тождественные.
Эти отношения - самые эффективные для усвоения знаний. Однако вне обучения или совместной работы отношения быстро ослабевают, так как не держатся ни на чем, кроме взаимопонимания. Интерес к партнеру угасает: он слишком понятен, его слишком точно оценивают. Притвориться перед ним невозможно, поссориться - не из-за чего. У обоих партнеров одинаковые достоинства и одинаковые проблемы, поэтому помочь друг другу нечем, или для этого нужно значительное усилие. Поэтому при отсутствии общих дел отношения становятся пассивными, при сохранении полной доброжелательности.

Дуальные отношения.
Навык общения с дуалом повышает самоуважение человека, дает чувство собственной полезности и достоверную информацию о своем месте среди людей, а благодаря этому - правильную оценку своей социальной приспособленности и возможность эту приспособленность корректировать. Очень важно иметь в своем окружении дополняющего в детстве, когда формируются механизмы адаптации в обществе и самооценка. Человек, не имеющий детского опыта взаимодействия с дуалом, как правило, не умеет поддерживать отношения дополнения, но может этому научиться от "опытного" дуала.
Эти отношения устойчивы и хороши для сотрудничества в любых сферах. Но именно из-за своей психологической комфортности они не способствуют личностному росту и развитию навыков самостоятельного решения своих проблем.

Активация.
Это отношения, способствующие реализации и самоутверждению личности в обществе, проявлению ее сильных сторон. Одновременно они дают ощущение комфортности, возможность расслабиться, снять стрессовое состояние. В этих отношениях нет такого тесного соприкосновения, как при дополнении. Возможно столкновение интересов, мимолетные недоразумения. Но, хотя взаимопомощь при активации несовершенна, возможностей взаимопонимания здесь больше, чем при дополнении. Это объясняется тем, что оба партнера одинаковы по вертности (либо интроверты, либо экстраверты). Отношения благоприятны для сотрудничества, совместного отдыха.

Зеркальные отношения.
Эти отношения хороши для совместной работы, дискуссий, обучения, конструктивной критики, очень плодотворны в научной деятельности. Но они холодноваты и не годятся для расслабления и отдыха.

Конфликтные.
Партнеры постоянно невольно травмируют друг друга. Это угнетает, держит обоих в непрерывном напряжении и страхе. Любая помощь воспринимается как насмешка. Травмируют даже шутки, подбадривания и поощрения. Партнера часто считают хитрым, двуличным, безнравственным, или же черствым и безразличным к чувствам других людей. На попытки же помочь ему он отвечает удивительно злобно и неадекватно. Для этих отношений характерна потребность спорить, не слушать собеседника и не признавать его доводы. Происходит взаимное подавление личности, постоянное обострение ситуации. Отношения психологически очень тяжелые.

Квазитождество.
Для отношений характерны дискуссии, обмен интересной информацией, попытки преодолеть разногласия, поиски компромисса. Жалобы и просьбы выслушиваются внимательно, без раздражения. Глубоко задеть друг друга партнеры не могут, эффективно помочь - тоже, хотя партнер всегда готов дать совет. Эти советы могут быть использованы, но учиться друг у друга крайне сложно. Эти отношения комфортны для спокойного продуктивного сотрудничества, для дружбы, но редко - для более близких контактов.

Родственные.
Постоянное ожидание подвохов и придирок вносит в отношения напряжение и взаимную настороженность, ощущение ненадежности партнера. Партнеры могут даже побаиваться друг друга, а в чем-то завидовать друг другу. При взаимном уважении и глубоких общих интересах партнеры прощают друг другу "легкомысленность", "претенциозность" и доставляемые им мелкие неприятности. Поэтому отношения хороши для работы, хотя может проявиться потребность в разделении сфер действия и некоторой свободе друг от друга. В целом отношения неактивны и на близком расстоянии дискомфортны.

Полудуальные.
Отношениям присущи активный обмен информацией, сопоставление взглядов, дискуссии. Различия во взглядах придают интерес отношениям, но лишь на расстоянии: при близком контакте это становится препятствием. Есть тенденция к управлению партнером, стремление переубедить и перевоспитать его. При соблюдении некоторой дистанции отношения комфортны, вблизи - утомительны.

Суперэго.
Попытки взаимопомощи сопровождаются мелкими конфликтами и даже скандалами. Отношение имеет оттенок соперничества. Иногда это отношение позволяет видеть, насколько партнеры отличаются друг от друга. Благодаря этому не возникает искушения приписать партнеру свою мотивацию и свою точку зрения. Это позволяет избегать многих недоразумений. В отношениях не хватает как взаимопонимания, так и взаимопомощи. При длительных контактах оно дискомфортно.


@темы: СоциоТеория

URL
Комментарии
2013-01-29 в 14:13 

Dina_fareast
keep calm and spam them all
о, как доступно и интересно)

2013-01-29 в 14:15 

_ГэЛ_
Психологи утверждают, что для хорошего настроения нужно ежедневно обнимать 8 человек. Ну, или дать одному в морду.
DaLina, мне тоже понравилось)

URL
     

Осколки мыслей

главная